«Мы все – одна Божественная ткань»

 

…С неба синего льётесь струями

Со святынь его  – поцелуями.

Скорбь сияния, свет страдания

Лейтесь, вечные, бесприютные.

Как сердечные слёзы жаркие!

Вы, бескровные, лейтесь ровные, –

Счастьем мутные, горем яркие…

И. Северянин

Тёплый дождь понемногу утихал, сверкая чистотой невесомых слезинок на  ожившей траве.  Весенний ветер с молчаливым укором уносил за горизонт тяжёлые, серые тучи, а нежная прохлада, пронизанная благоуханием цветущей сирени, разливалась в звенящем воздухе. У дождя своя, благородная миссия – омывать землю и наполнять её жизнью, дарить источникам возможность бить с новой силой. Чтобы человеческая душа оставалась живой – Господь даровал нам Причастие, у природы своё утешение, своя тайна, постичь которую мы не в силе одним только умом.

Природа всегда поражает своим красноречивым безмолвием. Порой захватывает дыхание от усыпанного золотом заката солнца, которое тихо ложится за горизонт, словно в небесную колыбель, или от бескрайней сини, раскинувшейся над головой. И тогда хочется просто всматриваться и молчать. Может появиться слеза восхищения, какая-то щемящая, тихая радость, теряется счёт времени … и что-то ещё. А разве не так разговаривает с нами Господь, разве не это мы ощущаем, оставшись с Ним наедине!? И разве может человек остаться прежним после такого «разговора»? Только предстоя этому величию красоты, этой бесконечности чистоты, этому таинственному отблеску Небесного взора, устремлённому прямо в душу, человек может  в полной мере понять чего он на самом деле стоит со своими приземлёнными мыслями об окружающем мире.

Человек может и должен меняться под воздействием красоты, под воздействием дыхания Бога! Я часто задумываюсь над тем, почему в наше время так мало людей откликаются на этот зов, как они могут жить без храма? Я бы не выжила… И становится так больно. Особенно за детей, которые ещё несут в себе чистоту, но уже  окружены современными «пластиковыми» отношениями, в которых любовь уже не любовь, а что-то поддельно-искажённое. Окружены современной «музыкой» – послушав которую, иной раз, хочется выброситься из балкона. Чем им сохранить себя в этом мире, если нравственные ориентиры исчезают, если приоритеты ценностей расставляются таким образом, что у человека уже нет ничего святого. Рамки дозволенного размыты до предела  … скорее, их совсем нет. Постепенно вытесняются и воспринимаются как отрицательные такие качества как: скромность, доброта, отзывчивость. Но что мы можем сделать со своей стороны? Как противостоять этой всепоглощающей волне?

Ещё И. Ильин в своё время очень хорошо писал о Божественной ткани: « Мы все одна ткань. Каждая нитка к другой приникла и держит. Все друг ко другу приникли, все друг  друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо. И вот уже разрыв, порвалась ткань врозь идёт. Надо скорей чинить дыру. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя беда, моя беда – беда общая… Помнишь, был хитон у Спасителя, несшитый, цельный, весь тканный сверху до низу. Вот этот хитон нам помнить надо. Все мы – нити и по смерти призваны врасти в него. И в этом мудрость жизни сокрыта»  – вот почему болит, вот почему хочется, чтобы все были под одним сводом Небесного Храма, чтобы причащались от одной Чаши.

Хорошо, когда благочестивые родители воспитали детей и привели в храм, а если всё сложилось иначе – человек чудом попал в храм, врос в него всем сердцем, а родители и слышать не хотят о попах и всего, что касается этой темы. А бывает, что и родители не привели и  сам не пришёл, и вокруг нет никого, кто бы позвал за собой. Но есть люди-маячки в этом мире, их мало, но они есть. Что может быть глубже человеческой души? Своим стремление, своим светом, своей борьбой человек может увлечь за собой больше, чем все социальные сети вместе взятые. Попытка что-то изменить – это всегда борьба. Но если мы будем пытаться что-то изменить не меня ничего в себе, вряд ли это увенчается успехом. По словам святых отцов: « Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из земных звуков (помышлений), но получал бы сверху, из небесных высот своё чистое звучание. Слушатели этого псалма те, кому ты подаёшь пример достойной жизни». Интересно, что исон в церковном пении символизирует вечность и присутствие Святаго Духа. Если бы могли жить так, чтобы в нас этот исон звучал непрерывно, а не время от времени, если бы прилагали больше усилий, чтобы она и в правду стала псалмом!

Я таких людей знаю. Такие люди – это бесценный дар, это небесное сокровище. Они неприметны в толпе, они негромко разговаривают, очень скромно одеваются и не стремятся быть на виду. У них ровное отношение ко всем людям, а ещё они очень любят животных. Их выдают только глаза и мелодичное звучание исона, который слышен даже на расстоянии. Вот кто может действительно что-то изменить, ничего, при этом, специально не делая. Они стяжали дух мирен – вокруг них будут спасаться тысячи. На самом деле мы иногда недооцениваем, как наш образ жизни может повлиять на окружающих. Мы можем стать как первоисточником чего-то созидающего, так и разрушающего.

С большим трепетом и благодарностью вспоминаю, какое неизгладимое впечатление, в своё время, на меня произвели отношения бабушки и дедушки. И, наверное, они остались ориентиром на всю жизнь.

Нас с сестрой привозили к бабушке на лето почти каждый год. Бабу Дуню я немного боялась, но очень любила. Она никогда с нами не церемонилась, характер – « палец в рот не клади». При этом она обладала огромным сердцем, искромётным юмором и какой-то нечеловеческой любовью к труду. Никогда не помню, чтобы она сидела на месте. Если на улице не находилось работы – вышивала, или читала Евангелие. И так каждый день с 4 утра и до глубокой ночи. У дедушки Гриши основным и всеобъемлющим качеством была доброта – мог отдать последнюю рубашку не задумываясь.  У него был очень красивый голос, и мы с сестрой часто просили его «сделать нам концерт», то есть спеть песню. Тогда он доставал свою старую гармошку и начинал заливисто и звонко петь какую-то народную, или детскую песню, а мы с открытыми ртами садились напротив.

Бабушку он очень жалел. И когда получалось прийти раньше неё  с работы, тут же брался готовить нехитрый ужин, хотя сам валился с ног. «Садись, Дусенька, будем ужинать!», – с неизменной улыбкой на лице встречал он её. Она расцветала на глазах.

В свою очередь, б. Дуня никогда не делила работу на  мужскую и женскую, а всегда приговаривала, что всё нужно делать вместе – обращала наше внимание на это. Частенько, пока дедушка не видел, таскала тяжёлые мешки, чтобы ему меньше работы было. Вдвоём они построили домик, в котором  вырастили троих детей и прожили всю жизнь, и всегда всё вместе. Ещё в памяти всплывает фрагмент, когда бабушка нечаянно роняет кусочек хлеба за обедом, а поднимая его, целует  и кладёт обратно на стол. Это было то, что она впитала с молоком матери – хлеб всегда  был святыней  в доме. Так пытались воспитать детей и внуков.

Вот благодаря таким людям-маячкам, благодаря примеру таких отношений, благодаря исону, который звучит в этих людях, благодаря красоте, через которую Господь  с нами говорит – могут меняться жизни других людей, могут невольно меняться сами люди. Поэтому,  в первую очередь не стоит пренебрегать тем, как строится наша жизнь и чем мы её наполняем изо дня в день. Не стоит пренебрегать нашим отношением к другому человеку. Кто-то очень хорошо сказал, что к человеку нужно относиться так, как будто он через несколько часов умрёт… Так ли мы относимся к тем, кто нас окружает? Наверное, не всегда. Тогда будем  стремиться, чтобы жизнь наша всё время собиралась в Боге, как говорил об этом прп. Ефрем Сирин: «Гонись вослед за добром, чтобы жизнь твоя, хотя и течёт она ка вода, собралась опять в Боге. К Богу направляй малый поток жизни своей, чтобы когда иссякнет здесь, сделалась там морем жизни. Не велик у тебя ручей жизни в этом преходящем море; направь его к Богу, чтобы сделалась бездной жизни. День за днём струится и утекает жизнь твоя; излей её в Бога, чтобы обрести её в том мире»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *